Каждый человек в своей жизни не раз проходит через процесс адаптации. Адаптация связана как с внешними, так и с внутренними изменениями.
“ Адаптация – это привыкание и приспосабливание человека к новым условиям внешней и внутренней среды.
Процесс адаптации протекает у каждого человека индивидуально. И адаптация к дистанционному формату обучения – не исключение. В процессе адаптации возникает множество страхов, в числе которых: «я не справлюсь», «у меня не получится», «я не смогу правильно распределить время» и т.д. Страхи возникают от неопределенности или прошлого негативного опыта.
Рассматривая дистанционное обучение, необходимо отметить, что важным условием успеха является развитие самоорганизации.
“ Самоорганизация — сознательная работа обучаемого над собой в целях совершенствования познавательных, эмоциональных, нравственных, практических и волевых черт и способностей. 
Говоря о дистанционном обучении, необходимо сказать, что адаптация и самоорганизация зависят друг от друга прямо пропорционально.
 
Ниже предлагаю Вашему вниманию информацию по формированию навыков адаптации и самоорганизации. Практические рекомендации даны по Велькову А.И.
Как рационально распределить силы во время занятий
Если:   | То:   | 
- замечаете, что работа лучше дается только вначале;
 - чувствуете, что первый порыв облегчает усвоение и восприятие;
 - знаете, что подъем работоспособности длится недолго и наступает быстрая утомляемость.
 
    | - наиболее трудную работу делайте вначале;
 - не теряйте вначале ни минуты на то, что можете легко сделать и после;
 - все необходимое для работы приготовьте заранее;
 - посторонние, но значимые мысли, приходящие в процессе работы, просто фиксируйте, возвращайся к ним после;
 - постепенно переходите от трудного, непонятного, неинтересного к легкому, понятному, интересному.
 
    | 
 
Если:  | То:  | 
- замечаете, что вначале работа как-то не клеится;
 - чувствуете вначале сонливость, даже если хорошо выспались;
 - наиболее интенсивно выполняете вторую половину работы;
 - лучше всего работается в конце.
 
    | - вначале делайте легкую работу;
 - вначале сделайте всю подготовительную работу;
 - вначале делайте более «двигательную» работу (записывай, черти, подсчитывай);
 - постепенно переходите от легкого, интересного к трудному, неинтересному.
 
    | 
 
Гигиена умственного труда

- Оптимально варьируйте труд с отдыхом.
 - Не переутомляйтесь.
 - Отдыхайте разумно.
 - Отдыхайте регулярно в специально установленные дни.
 - Делайте перерыв — полчаса полного отдыха.
 - Правильно распределяйте умственную и физическую нагрузку.
 - Не работайте в один присест, работайте систематически, регулярно, периодически.
 - Соблюдайте привычный темп работы.
 - Перерывы не делайте слишком часто.
 -  Не поддавайтесь ложной усталости.
 -  Помните о том, что «утро вечера мудренее».
 -  Не занимайтесь слишком долго одним и тем же.
 -  Начинайте работу только после четкого определения цели и пользы.
 -  Рационально и аккуратно питайтесь.
 
Как повысить свою работоспособность
- Определите тип своего естественного ритма (пик работоспособности): «жаворонок» (продуктивное утро, быстрая утомляемость во второй половине дня) или «сова» (стабильный полдень, продуктивный вечер).
 - Не работайте вопреки своему естественному дневному ритму, а используйте эти закономерности в своем распорядке дня.
 - Откажитесь от употребления чая, кофе, никотина, медикаментов и т.п. в качестве стимулятора при отклонениях от индивидуальной нормы графика работоспособности.
 - Определите свой индивидуальный дневной ритм, постройте свою «кривую работоспособности» на основе самонаблюдений.
 - В соответствии с колебаниями работоспособности чередуйте тяжелую и легкую, важную и несущественную работу.
 - Ежедневно делайте физические или психокинезиологические упражнения для поддержания работоспособности.
 - Помните, что качество выполнения работы зависит от работоспособности.
 
Как рационально использовать время
-  В начале каждого дня в специально отведенное время планируйте необходимую работу.
 -  Заведите специальный календарь для планирования.
 -  Проводите временной анализ своего дня, находите резервы.
 -  Старайтесь заниматься только одним делом, пока не завершите его.
 -  Читайте, смотрите, слушайте только самое необходимое.
 -  Работая с информационным источником, не откладывайте его в сторону, пока не примете решение и не сделаете что-либо.
 -  Записывайте данные обещания и события, которые надо запомнить.
 

-  Когда вам нужна тишина, скажите об этом окружающим.
 -  Бегло просматривайте заголовки и заключения.
 -  Никогда не теряйте первый час своего рабочего времени.
 -  Определите пик энергии для своего рабочего дня и решайте самые сложные проблемы именно в это время.
 -  Почувствовав усталость, сделайте перерыв.
 -  Сразу вычеркивайте из своего календарного планирования пункты, которые выполнили.
 -  Все необходимые вещи кладите на одно и то же место.
 -  Существует правило «80/20»: 80% результатов получается с помощью 20% усилий (принцип Парето). Тратьте большую часть времени на эти 20% усилий.
 
Здесь приведены основные способы и рекомендации. Необходимо отметить: чем выше самоорганизация, тем легче и успешнее пройдет адаптация.
 
 
 С уважением, Д.В. Завьялова, преподаватель психологии НСПК
   |   |